Эволюционизм, порядок и каталлактика

Итак, каталлактика — это «порядок, созданный взаимным приспособлением многих индивидуальных экономик к рынку», «это особый вид стихийного порядка, созданного рынком посредством людей, действующих в рамках положений права собственности, деликта и контракта».

В этом отношении главным достоинством предложения Хайека было как раз то, что обычно считается серьезным недостатком его подхода: «отсутствие согласованной иерархии целей», «делающее возможными свободу и все ее ценности». Но с учетом того, что каталлактика позволяет согласовать разные знания и разные цели вне зависимости от того, известно о них или нет, она проявляет себя как порядок, который «превосходит любую обдуманно действующую организацию» , поскольку «в каталлактике люди, преследуя собственные интересы, — будь они в высшей степени эгоистичны или альтруистичны, — содействуют целям многих, о большинстве которых они никогда не узнают». Заняв такую позицию, Хайек успешно выступил против представления, будто «для интеграции индивидуальных усилий в порядок необходима» общая иерархия ценностей; он полагал, что такое представление является общей матрицей для национализма и социализма.

Значение каталлактики для обеспечения единства великого общества не подразумевает, что все формы цивилизации можно свести к «экономическим целям». Напротив, Хайек утверждал, что «в конечном итоге» экономических целей вовсе не существует, рассматривая их как инструменты для «распределения средств между соперничающими между собой конечными целями, которые всегда имеют неэкономический характер». Роль экономической активности, по его мнению, состояла в оценке этих целей и в «принятии решений, на какие из них следует направить ограниченные средства». В этом отношении достоинство каталлактической модели в том, что она успешно примиряет различные цели с помощью процесса, который приносит выгоду всем. И как раз потому, что этот процесс отрицает существование иерархии целей и, следовательно, любых приоритетных целей, он представляет собой „единственный известный метод", способный функционировать «без предварительной договоренности об относительной важности разных конечных целей».

Достоинство описанной модели состоит в том, что она позволяет избежать столь типичной для демократических режимов деградации, источником которой является «политический» характер принятия решений о выборе из множества потребностей наиболее приоритетных. Более того, эти размышления о каталлактике, понимаемой как фундамент порядка и как наиболее простое и функциональное решение проблем социального сосуществования, являются предварительным условием для понимания истинной природы политики.

Хайек отвергал идею о том, что для рациональной политики требуются конкретные общие цели, так как это превратило бы политику в «организацию», миссией которой является достижение конкретных целей. В каталлактической модели политика больше не доминирует, как прежде, когда считалось, что политика представляет собой момент принятия решения о том, какие потребности и в какой последовательности должны удовлетворяться. Хайек действительно не формулирует этот вывод явным образом. Тем не менее легко представить себе, что сжатие политической сферы, которое, вероятно, подразумевает его модель, привело бы к пересмотру классификации теоретических социальных наук.

Вероятно, именно это имеет в виду Хайек, когда он пишет, что политике «не обязательно руководствоваться стремлением к достижению конкретных результатов», и что более правильно описывать ее как «организацию такого рода абстрактного всеобъемлющего порядка, который обеспечивает членам общества наилучшие возможности достижения их собственных и преимущественно неизвестных конкретных целей». Таким образом, политика оказывается лишена многих традиционно приписывавшихся ей задач. В таком случае, если мы, подобно Хайеку, считаем, что ее цель состоит в том, чтобы в равной мере увеличивать возможности любого члена общества успешно преследовать свои собственные цели, а принуждение должно применяться лишь для проведения в жизнь таких универсальных правил, которые «обещают увеличить возможности каждого», то это означает, что задачи политики, бесспорно, будут существенно урезаны и модифицированы.

Социология